Традиционная усадьба с хозяйственно-ремесленными постройками, ул.Климова, 40
Объект культурного наследия регионального значения (014)
Квартал, заключенный между улицами Климова — Набережная – Кирова — Томина, имеет нестандартные размеры и был размежеван в середине XIX века. Усадьба на углу ул. Береговой (ныне ул. Климова) и пер. Богородского (ныне ул. Томина) имела размеры 12×30 м и первым ее владельцем был вахтер провиантских магазинов Иван Корюкин. Он же выстроил деревянный одноэтажный дом и надворные службы. В 1863 г. вдова Анна Сергеевна Корюкина продала усадьбу вдове губернского секретаря Ивана Рещикова — Ирине Степановне Рещиковой.
В 1875 г. усадьбу покупает ветеринарный лекарь Смирницкий Николай Иванович и в том же году продает ее мещанину Сергею Никитичу Федулову. Он строит на усадьбе деревянный одноэтажный дом, амбар, погреб, стаю, баню. Решая заниматься ремеслом, Федулов через год строит в проулке каменную мастерскую, которая сохранилась до настоящего времени. В 1895 г. наследники Федулова продают усадьбу ремесленнику, мещанину Петру Павловичу Барышеву. Он оборудует в здании мастерской медяно-слесарное заведение. Барышев никогда не обучался грамоте, ремесло освоил самостоятельно, работал в мастерской и летом, и зимой — в течение всего светового дня. Медно-слесарное заведение он открыл еще в 1890 году. Хороший заработок позволил ему в начале XX века построить на усадьбе двухэтажный дом.
После революции дом и мастерская не были муниципализированы, и Барышев продолжал работать, особенно активно в период НЭПа. В конце 1920-х гг. дом и мастерские перешли городскому коммунальному хозяйству и были оборудованы под квартиры.
Здания, расположенные на сложном рельефе, воспринимаются как двухэтажный смешанный объем с протяженным по склону одноэтажным кирпичным пристроем. Оформление фасадов носит отчетливо выраженный эклектический характер, проявившийся в сочетании разнородных материалов и различных стилевых приемов. Верхний деревянный этаж дома украшен ажурной резьбой.
Памятник является уникальным для города образцом усадьбы ремесленника (хотя в советские годы при подготовке паспорта объекта считался купеческим домом), несущим в оформлении фасадов здания черты эклектики.