Дом фотографа А. И. Кочешева, ул. Советская, 92
Объект культурного наследия регионального значения (050)
Здание, располагающееся по адресу ул. Советская, 92, в первую очередь связывается с именем известного курганского купца, фотографа Алексея Ивановича Кочешева, внесшего значительный вклад в развитие курганской фотографии. Он был сыном курганского купца Ивана Ивановича Кочешева. С 1888 по 1891 гг. Алексей Иванович, по данным А.М.Васильевой, проживал на Кушвинском заводе Екатеринбургского уезда. Здесь у него была небольшая фотография. 23 октября 1889 г. он получил разрешение на производство фотографических работ от пермского губернатора. Фотографию в Кургане А.И.Кочешев открывает летом 1891 года, а 19 сентября того же года получил разрешение тобольского губернатора на производство фотографических работ в Тобольской губернии.
Первоначально его фотография располагалась на углу Троицкой улицы и Троицкого переулка (Куйбышева-Ленина) в доме купцов Меньщиковых, которые приходились ему дальними родственниками. Впрочем, значительную часть времени он проводил не в этом здании, а разъезжая по разным местам, по сути, будучи передвижным фотографом. Скорее всего, он работал не только в нашем регионе. В свете его дальнейшей судьбы интересно, что в не ранее 1894 и около 1897 гг. он дважды побывал в г. Ново-Николаевске Томской губернии. Здесь он сделал фотографии начального периода строительства железнодорожного моста и прохождения по нему одного из первых поездов, причем последняя признается одной из лучших среди подобных.
В 1895 году около 400 его фотографий Курганского и Ялуторовского уездов были представлены на сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Кургане, причем за них он получил серебряную медаль. На следующий год за свои фотографии А.И.Кочешев получил Похвальное письмо на международной фотографической выставке в Москве, устроенной к 1-му съезду «русских деятелей по фотографическому делу». Эти фотографии до сих пор являются лучшими иллюстрациями к истории города. Благодаря его работам мы сегодня можем увидеть Курган таким, каким он был в конце XIX – начале XX века.
К концу 1890-х гг. А.И. Кочешев добивается успеха в фотографическом деле и строит собственный дом, который бы отвечал требованиям его профессии. В это же время доходы позволили ему перейти из мещан в купеческое сословие. Для дома он в 1899 году заказывает проект известному городскому архитектору Н.А. Юшкову. Позже проект корректировался архитектором В.А. Злодиевским, под наблюдением которого он и был построен, предположительно в 1900 г.
Собственный дом был выстроен на перекрестке Дворянской улицы и Думского переулка (совр. перекресток ул. Советская и ул. Комсомольская). Этот двухэтажный полукаменный особняк был бы типичным для купеческой среды провинциального города, если бы не одновременное сочетание в нем черт классицизма, русского стиля и даже некоторых черт барокко. Первый этаж был кирпичным, второй – деревянным. Существует мнение, основанное на воспоминаниях дочерей фотографа, что на второй этаж был перевезен старый дом отца Алексея Ивановича, располагавшийся ранее в их имении в селе Падеринское.
В первые годы после постройки дома многие помещения сдавались в аренду. Однако, Алексей Иванович Кочешев был достаточно предприимчивым человеком: спустя некоторое время он перестает сдавать помещения своего дома в аренду и начинает использовать торговые площади для собственного дела. Уже через несколько лет после открытия фотографии в новом здании в цокольном этаже он помещает типографию, на первом этаже – магазин писчебумажных и фотографических товаров, хотя в реальности ассортимент был гораздо шире. Здесь продавали волшебные фонарики и горелки, спиртовые кухни, лыжи, фотоаппараты, пишущие машинки, елочные украшения. Со временем все здание становится единым комплексом оказания фотографических и типографских услуг.
Кочешева увлекли бурные события 1905 года. «Манифест о свободе» печатался в его типографии. Подавив открытое революционное выступление рабочих Кургана, городская полиция арестовала весь стачечный комитет. Кочешев, пользуясь своим авторитетом, сумел проникнуть в тюремный двор и сделать групповой снимок 14 арестованных (эти материалы были конфискованы полицией, но один снимок сохранился и находится в коллекции краеведческого музея). В 1907 году Кочешев отснял первомайские демонстрации.
В том же году он начал издавать собственную газету под названием «Курганские известия», которая в 1909 году была оштрафована на 500 рублей за антиправительственные материалы. Несмотря на это выпуск газеты был вскоре возобновлен, но под названием «Курганский вестник». В 1909 году типография издала «Адрес-календарь и справочную книгу торгово-промышленных фирм г.Кургана и его уезда Тобольской губернии», которая сейчас является одним из важнейших источников по истории Кургана этого периода. Кроме того, Кочешев был успешным агентом 1-го Российского страхового общества, выполнял обязанности товарища директора городского Общественного банка Василия Багашева. В 1910 году был избран гласным городской Думы.
Построенное здание было, прежде всего, специализировано для фотографических работ, что отразилось в его внешнем облике. Помещения дома позволяли производить съемку при естественном и искусственном освещении. Помимо художественной ценности хорошо декорированного здания, своеобразным акцентом служило огромное наклоненное окно, заменяющее одну из фасадных стен, выходивших в Думский переулок. Такого размера особняк с изящным художественным решением и специализированным устройством стен и крыши в Кургане смог себе позволить только А.И. Кочешев. Первые годы он сам занимался фотографией, но уже в 1910 году пригласил опытного фотографа Владимира Алексеевича Карташева, который был родом из Саранска Пензенской губернии, но уже несколько лет жил в Кургане.
На втором этаже здания разместились фотостудия и шесть жилых комнат семьи А.И. Кочешева (семья состояла из его супруги Веры Ивановны и трех дочерей, кроме того, в доме жила его сестра Параскева). На этот этаж вели две лестницы парадного и черного хода. Утилитарная сторона объемов здания подчеркивается в элементах украшения экстерьера. Здание обладало большой эстетической ценностью, представляло собой одно из красивейших строений города. В настоящее время часть декоративных элементов, таких как парадный портал с шатровым завершением крыши со шпилем, угловой балкон, а также стеклянное окно-стена фотосалона утрачены, осуществлена перепланировка интерьеров.
В 1913-1914 годах Кочешев решает организовать более дешевую фотографию, где могли бы по сниженным ценам сниматься железнодорожники, военные и учащиеся. Для этих целей вдоль Думского переулка здание с разрешения городской Думы немного удлиняется, что позволяет сделать там отдельный вход в фотографию и типографию. Вместе с тем, Первая Мировая война оказала большое влияние на предпринимательскую деятельность фотографа. Появилась большая потребность в дешевых снимках. В этой фотографии «снимали всех отъезжающих на фронт».
Близость перемен в жизни общества остро чувствовалась. Через некоторое время после начала войны А.И. Кочешев ликвидирует писчебумажный и книжный магазин, позже, весной 1917 году, продает типографию. Она была приобретена курганским Товариществом издательского и печатного дела. В «новой» типографии начали печатать общественно-политическую газету «Курганское свободное слово». 23 августа 1917 года рабочие ее разгромили. В первой половине 1918 г. здесь печатали газету «Известия», редактором которой был большевик И.Я. Пуриц, расстрелянный белочехами 15 сентября 1918 г. Кстати, именно благодаря деятельности этого большевика дом А.И.Кочешева стал объектом культурного наследия в советское время.
До 1918 года А.И. Кочешев работал в фотографии, но и ее пришлось оставить. Поскольку с 1910 года Алексей Иванович был гласным городской Думы, то в 1918 году он подал письменное заявление о сложении своих полномочий. Дума приняла отставку 16 июня 1918 года. С началом гражданской войны семья фотографа уехала в имение в Падеринской волости, сам А.И. Кочешев уехал в Томск. Он вернулся в Курган после окончательного установления советской власти. Дом, который перед отъездом семья оставила в полном порядке, после их возвращения в город был национализирован (в 1919 г. — фотоателье, а в 1920 г. — типография), многое было растащено, большинство снимков выброшено. Часть фотографий сохранили у себя друзья и знакомые фотографа. Несмотря на это, по окончании гражданской войны Кочешевы еще некоторое время жили в Кургане. Глава семьи служил на овощесушильном заводе (бывший пивной завод Гампля). В 1927 г. они были лишены избирательных прав. Вскоре после этого семья А.И. Кочешева переехала в Омск, а затем на постоянное жительство в Новосибирск (бывший г.Ново-Николаевск). Здесь до 1933 года Алексей Иванович работал мастером по ремонту павильонной аппаратуры.
В 1925 году фотоателье арендовал известный курганский фотограф советского времени Ипполит Михайлович Бабыкин. В 1926 году в его фотографию (Куйбышева, 65) были перенесены часть интерьеров и аппаратуры А.И.Кочешева. Судя по газетному объявлению, обнаруженному А.М.Васильевой, о сдаче фотографического ателье в аренду от 11 января 1927 года часть оборудования еще оставалось на месте.
В послереволюционный период дом был перестроен. Была ликвидирована застекленная стена фотоателье с верхне-боковым освещением, заложены угловой вход и вход с улицы Советской. Убраны массивные фигурные ворота и угловой балкон, а также шатровое завершение кровли со шпилем. В середине шестидесятых годов в доме произвели капитальный ремонт: были проведены центральное отопление и холодная вода. 27 мая 1983 года Курганский областной исполнительный комитет принял решение №369 «О мерах по дальнейшему улучшению работы музеев в области», в котором рекомендовал Курганскому городскому исполнительному комитету передать этот исторический памятник областному краеведческому музею для размещения в нём отдела истории советского общества и фондохранилища. К несчастью, это решение так и не было выполнено.
В настоящее время здание претерпело перепланировку и используется в качестве жилого дома.
Адрес: ~ 1909-1919 гг. — улица Дворянская, 76