Фрагменты здания Богородице-Рождественского собора, ул. Куйбышева, 36
Объект, представляющий собой историко-культурную ценность (123)
В 30-е гг. XIX века в Кургане было принято решение выстроить еще один собор – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство храма с тремя престолами (во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила и Святого Алексия, человека Божия) началось в 1834 г. на Троицкой улице. Попечителями были местный исправник А.И.Дуранов и купец А.Д.Кузнецов.
Наиболее подробно в краеведческой литературе строительство и функционирование собора описано в книге А.М.Васильевой «Забытый Курган». По ее данным план и фасад церкви с приделами был разработан ссыльным поляком Францем Чернецким и утвержден архиепископом Тобольским и Сибирским Афанасием.
В мае 1835 года началась выделка кирпича определенного размера, за которую платили деньгами, пожертвованными курганским купечеством. В то же время было куплено место под строительство храма у мещанки Дарьи Афанасьевны Осокиной за 115 рублей. В 1836 году произошла закладка храма, был организован Богородице-Рождственский придел и причт. Деньги на храм собирались с большим трудом, в 1842 году попечитель А.И.Дуранов был даже вынужден обратиться в курганское хозяйственное управление. К этому времени общие строительные работы уже были завершены и должна была начаться внутренняя отделка храма с установкой центрального иконостаса и придела Св.Алексея (за него отвечал иконописец Дворников).
В 1845 году выстроили и освятили только летнюю, неотапливаемую часть храма в византийском стиле. Храм по углам был украшен четырьмя небольшими круглыми башенками, одна из которых служила колокольней. Между ними возвышался большой купол, диаметр которого был 11,75 м.
Для завершения строительства вновь необходимы были деньги, за сбор которых отвечал избранный церковным старостой купец Семен Иванович Березин. Однако даже ему удалось собрать средства только к 1861 году. Епископ Тобольский Феогност обратился в Св.Синод за разрешением пристройки теплого храма с двумя приделами и о поощрении церковного старосты (С.И.Березин получил от императора серебряную медаль на Станиславской ленте). Проект был утвержден в мае 1864 года. Строительство теплой части с одноярусной колокольней и приделами Симеона Богоприимца и во имя Святителя и Чудотворца Николая завершилось к 1868 году.
В 1872 году на средства купцов В.Ф.Шветова и С.И. Березина по проекту частного архитектора Иванова была построена каменная ограда с чугунными решетками и тремя воротами. В последующие годы внутри церковной ограды были совершены захоронения четырех священников (о. Д. Матвеева, о. И. Волкова, о. Регова, и несколько поодаль – о. А. Тутолмина). Захоронения первых двух были обнаружены и обследованы в 2005 году, о чем подробно написано в статье Е.В.Тершуковой.
В 1880-1881 гг. при поддержке Федора Семеновича Березина в главной церкви было сделано три печи. На его же средства произвели отделку и роспись стен в главной и теплой церквях, которая была переделана при капитальном ремонте храма в 1902 году. Спустя год курганский архитектор Н.А.Юшков разработал проект пристройки к колокольне и Симеоновскому приделу ризницы и библиотеки.
Собор славился красотой резных золоченных иконостасов и иконами. Он вмещал более 3 тысяч молящихся и продолжал действовать в первые годы советской власти. В.В.Борисова предполагает, что сохранение действующего собора связано с поддержкой священниками выделенной в 1922 года Курганской епархией т.н. «обновленчества», то есть движения за реформирование церкви. Оно действовало при поддержке Государственного политического управления при НКВД. Хотя ряд деятелей движения действительно надеялись на проведение давно назревших реформ, советская власть использовала его для раскола единой Русской православной церкви.
Время закрытия собора вызвало дискуссию среди исследователей. По данным А.М.Васильевой 19 мая 1931 г. общее собрание членов союза печатников постановило: «Единогласно присоединиться к голосу курганских рабочих и просить РИК о скорейшем закрытии собора (Богородице-Рождественского) и Троицкой церкви, рационально используя закрытие церквей под культурные нужды: детский клуб и столовую». Однако В.В.Борисова в своей диссертации о русской православной церкви в Зауралье в 1917-1936 гг. предлагает иную версию. Она считает, что в здании собора располагалось Курганское епархиальное управление, связанное с обновленческим движением. Его лидеры поддерживали тесные связи с советской властью, в частности добровольно сдавая имущество в фонд индустриализации. Курганская епархия была закрыта только 17 апреля 1936 года, когда здание собора и было передано артели «Культура», выпускавшей музыкальные инструменты, в особенности балалайки. Тогда же начался снос куполов и перестройка здания.
В годы Великой Отечественной войны артель была переориентирована на изготовление лыж и стала называться курганской лыжной фабрикой. С лета 1941 года в соборе также разместили станки машиностроительного завода из Черкасска, на базе которого и был позднее создан завод деревообрабатывающих станков. Его цеха просуществовали на этом месте до начала 2000-х гг. Затем было принято решение о закрытии завода и передачи его помещений под офисы, магазины и строительные торговые центры.
К этому времени от бывшего собора после многочисленных перестроек оставалась лишь части стен самой храмовой части, включенные в конструкции цеха. Декоративное убранство собора полностью утрачено.