Кинотеатр «Прогресс», ул. Советская, 94
Объект, представляющий собой историко-культурную ценность (129)
В истории городской застройки Кургана есть знаковые здания, которые в силу своего почтенного возраста соединяют разные времена и эпохи. Благодаря им, город приобретает неповторимый облик и очаровывает стариной. Одним из них по праву можно считать бывшее здание кинотеатра «Прогресс».
По мнению А.М.Васильевой, еще в 1804 году на этой усадьбе был выстроен на городские деньги деревянный одноэтажный жилой дом для городничего. Предполагается, что все курганские городничие жили именно в этом доме до нового городового положения от 16 июня 1870 г., которое изменяло порядок управления городом. По данным Е.В.Тершуковой, в 1860-е гг. усадебное место, на котором расположено здание по ул. Советская, 94, принадлежало городскому обществу. Здесь был также устроен общественный дом купцов и мещан. Позднее усадьба перешла во владение курганского купца 3-й гильдии Михея Антоновича Малышева, а после его смерти в 1891 году – к его сыну, купцу 2-й гильдии Ивану Михеевичу. И.М.Малышев периодически испытывал проблемы с возвратом ссуд в Общественный банк и вынужден был продавать некоторые свои владения. В результате в начале XX века владельцем усадьбы на Дворянской, 80 (Советская, 94-96) стал мещанин, выходец из «вятских цеховых», Головизнин Михаил Александрович. Это фиксируется и в «Адрес-календаре и справочной книге торгово-промышленных фирм Курганского уезда Тобольской губернии» за 1909 г.
В начале XX века (не позднее 1911 г.) на территории усадьбы было выстроено каменное здание со зрительным залом, фойе и другими служебными помещениями, предназначенное для кинематографа. Точная дата постройки и архитектор здания не установлены.
По данным А.М.Васильевой, увидев, какой популярностью пользуется демонстрация фильмов, курганский купец Михаил Александрович Головизнин обратился в городскую Думу в августе 1911 года за разрешением на установку в каменном помещении на своей усадьбе динамо-машины для кинематографа. В августе этого же года здесь начал действовать кинотеатр «Прогресс». Динамо-машина использовалась М.А. Головизниным не только в культурно-просветительских целях. Для получения дохода он устроил на территории усадьбы раструстную мельницу, на что было получено соответствующее разрешение Курганской городской управы.
Кинотеатр начал действовать, составив конкуренцию электротеатру «Эхо» М.Д.Селиванова, арендовавшему помещение на усадьбе И.М.Малышева. Борьба за зрителя особенно обострилась, когда в 1912 году И. М. Малышев на своей усадьбе в Троицком переулке открыл кинотеатр «Лира» на месте «Эхо». Каждый из хозяев не скупился на рекламу. Малышев начал переговоры с местным фотографом Карташевым об открытии электрофотографии при кинематографе «Лира». Предполагалось установить аппарат для моментальных снимков, которые бы производились перед сеансами и во время антрактов. Под фотографию Малышев отдавал половину чайного буфета, обещал установить 35 электролампочек по 50 свечей каждая. И Карташев согласился. Уже и губернатор был поставлен в известность об этой договоренности, но в дело вмешался Головизнин. Он предложил фотографу более выгодные условия, и в апреле 1914 года Карташев был вынужден отправить объяснительную записку губернатору. «Я, содержатель фотографии в городе Кургане, пензенский мещанин Владимир Алексеевич Карташев, предполагал открыть электрофотографию для моментальных снимков при электро-театре «Лира»… В настоящее время я предполагаю открыть электро-фотографию при электро-театре «Прогресс», принадлежащему М. А. Головизнину, и на это имею уже разрешение от губернского инженера».
Соперничество «Лиры» и «Прогресса» особенно заметно в репертуаре. Стоит привести короткий перечень фильмов, демонстрировавшихся в курганских электросинема-театрах, хотя бы в 1914 году. В репертуар «Лиры» входили русские и заграничные фильмы: «Роман русской балерины» — по драме Н. Н. Брешко-Брешковского; «Ночь соломенного вдовца» — комедия с участием знаменитого петербургского актера К. А. Варламова; «Воцарение Дома Романовых» — единственный экземпляр для всей России фирмы Ханжонкова; «Бэла» — по роману М. Ю. Лермонтова с участием И. Мозжухина; «Расплата» — с Гретой Бергер в главной роли.
В «Прогрессе» больше показывали мелодрамы: «Пляска любви, пляска смерти» — с участием Лиды Корелли; «Жизнь — обман, любовь – мгновенье», «О жизни покончен вопрос», «Фантомас мертвец-убийца», «Таинственный профессор» и далее в том же духе. Но в «Прогрессе» еще устраивались лекции, собрания и гастроли артистов. «Курганский вестник» объявляет: «С 8 апреля 1914 года в кинематографе «Прогресс» гастроли Мери Эрнальдо, знаменитой трансформаторши. Выступление после каждого сеанса». Соперничество кинотеатров продолжалось и на ниве благотворительности.
Предположительно в 1918 г. кинотеатр сменил владельца, им стал Гетлиxерман Давид Израилевич. Новый хозяин кинотеатра и прилегающей к нему усадьбы явился активным сторонником власти белочехов в Кургане. 4 июня 1918 г. весь весь сбор за демонстрацию в «Прогрессе» картины «Поруган святой идеал» в размере 500 рублей поступил на усиление средств Добровольческого отряда Временного Сибирского правительства. За это Д.И. Гетлиxерману была объявлена благодарность начальника Добровольческого отряда поручика Грабчика.
Но владел он им недолго, 23 декабря 1918 года городская Дума здание кинотеатра реквизировала и отдала для размещения класса мотористов военно-авиационной школы. В феврале 1919 г. кинотеатр «Прогресс» был занят 1-м Волжским корпусом генерала В.О.Каппеля.
По данным А.Д.Кузьмина, владелец кинотеатра «Прогресс» Давид Израилевич Гетлихерман любыми способами пытался оставить его за собой, рассчитывая на прибыль, которую принесет ему масса солдат и офицеров, находящихся в Кургане. 31 января он обратился в городскую комиссию по распределению квартир и предложил вместо кинотеатра столовую союза поваров на Троицкой улице, в которой можно разместить 400 человек. При этом внес совсем уж невыполнимое предложение: «Обязуюсь в месячный срок выстроить теплый барак вместимостью до 500 человек в центре города на Дворянской улице рядом с кинотеатром «Прогресс». Это обещание не могло вызвать ничего, кроме улыбки. Однако после водворения солдат и офицеров в здание кинотеатра по городу поползли невероятные слухи, будто бы Каппель использует «Прогресс» по его прямому назначению, но почему-то гражданских лиц в зал не пускают. 6 марта 1919 года управляющий Курганским уездом Матвей Васильевич Алексеев вынужден был обратиться непосредственно в штаб корпуса: «Комиссия, подтвердившая свое постановление об отводе помещения «Прогресса» единственно для общежития офицеров, постановляет: 1. Просит вас не отказать сообщить, для каких собственно целей предоставлены помещения «Прогресса» Волжскому корпусу?.. В случае неудовлетворения настоящего ходатайства доложу Верховному правителю через Министерство внутренних дел о сложении с комиссии всякой дальнейшей ответственности…» Через неделю Алексееву ответил временно исполняющий дела начальника штаба корпуса подполковник Генштаба Иванов. Да так, что его оппоненту и возразить было нечего: «Кинематограф «Прогресс» предназначен для офицерских повторительных курсов корпуса, и в настоящее время уже ведутся занятия с офицерами Волжского корпуса. Вечерами намечалось устройство популярных лекций для солдат и иногда и кинематографических сеансов с целью оградить солдат от неразумных развлечений на стороне».
В мае 1919 г. Д.И. Гетлиxерман выставил на продажу принадлежащий ему кинотеатр «со всеми машинными отделениями, собственной электростанцией при двух двигателях и двух динамо-машинах». В июне этого же года он, понимая безнадежность продажи своего имущества, предложил городской управе принять «совместное с ним участие в эксплуатации кинематографа». Однако Д.И. Гетлиxерману пришлось покинуть Курган, так и не продав усадьбу.
В конце 1919 г. его недвижимое имущество было национализировано советской властью. В конце декабря 1920 г. в его здании состоялась выездная сессия Революционного военного и железнодорожного трибунала Приуральского военного округа и Революционного совета трудовой армии. Было заслушано дело контрреволюционной организации «Синяя банда». В начале 1920-х гг. работа кинотеатра «Прогресс» была восстановлена, ему было присвоено название «Советская пропаганда». 19 апреля 1924 г. жители Кургана впервые увидели здесь картину советского производства «Комбриг Иванов».
В советское время кинотеатр «Прогресс» не сменил своего названия. По данным Е.В.Тершуковой, он стал одним из культурно-просветительских мест, пропагандировавших советский образ жизни. В 1928 г. в Кургане наряду с ним действовали кинотеатры «Рабочий», в 1932 г. – «Факел» и «Учебное кино». В октябре 1932 г. в местной газете «Красный Курган» работу кинотеатра «Прогресс» подвергли острой критике. В частности, в газетной статье отмечалось следующее: «Кинотеатр «Прогресс» не ведет никакой агитационной работы. Читальня чересчур мала по размерам и ужасно убога на оборудование. Кроме устаревших газет, ничего нет. Книжный киоск торгует никому ненужным старьем. Стенгазета коптится уже более полугода. Безответственный подбор картин». Несмотря на указанные в газете недостатки, для двадцатых-тридцатых годов кинотеатр «Прогресс» оставался флагманом кинематографического дела не только в городе, но и в Курганском округе.
Ситуация с обслуживанием населения изменилась в 1935 г. С 1 марта этого года в кинотеатре начались работы по монтажу оборудования для звуковых фильмов. В июле 1935 г. его руководство взяло на себя обязанности по обслуживанию детей детскими кинокартинами. В дальнейшем ориентация на детского зрителя стала для кинотеатра «Прогресс» определяющей, хотя в нем показывали фильмы для всех групп населения, например, с 23 декабря 1938 года исторический фильм С.М.Эйзенштейна «Александр Невский». В 1939 году в фойе кинотеатра играл джаз-оркестр под руководством К.И.Цибарта. Кинотеатр играл важную роль в культурной жизни города, так только за 10,5 месяцев 1939 года его посетили 281 тысяча человек, которые посмотрели 86 картин. Его работа не прерывалась даже в годы войны. С 1 по 17 июня 1943 года здесь проходил детский кинофестиваль, посвященный окончанию учебного года в школах. В дальнейшем такие мероприятия стали ежегодными.
В истории Кургана «Прогресс» – единственный городской кинотеатр, которому удалось успешно работать в царское, советское и постсоветское время. Он прекратил деятельность в 2001 г. В 2002 г. его помещение было переоборудовано для расчетного центра МУП «Городские электрические сети».
До наших дней кинотеатр сохранился в перестроенном виде. В 1953 г. Курганским горкомхозом был составлен план реконструкции здания, который позволяет установить первоначальную планировку помещений кинотеатра. Самым большим помещением являлся зрительный зал, сохранившийся до наших дней в неперестроенном виде. К нему примыкало большое фойе. Со стороны улицы Дворянской (Советской) располагались прихожая с кассой и две уборные для артистов. Первоначально в здании было устроено два парадных входа (сейчас на их месте находятся окна – второе и четвертое по главному фасаду). В советское время с западной стороны пристроили дополнительное помещение, появились пилястры.
По мнению Е.В.Тершуковой, в настоящее время этот объект является единственным специализированным зданием постройки до 1917 г., предназначенным для кинотеатра. До начала XXI в. оно использовалось по своему прямому назначению. Здание является уникальным материальным источником по истории культуры г. Кургана и Курганской области (характеризует этап становления и развития кинематографического дела в Курганской области). Таким образом, у него есть достаточно веские основания, чтобы получить статус объекта культурного наследия Курганской области.